Все для бизнеса

Как выбрать акции. Оценка стоимости актива по двум мультипликаторам.

При выборе акций для долгосрочного инвестирования можно пользоваться различными вспомогательными инструментами. Цена за акцию в текущий момент времени может быть высокой или низкой. В случаях когда актив торгуется дешевле своей истиной стоимости говорят что он недооценен, если же акция стоит дороже своей справедливой цены, её называют переоценённой.

В этой статье вы узнаете как рассчитываются основные ценовые мультипликаторы и что они означают.

Задача инвестора найти недооцененные акции с перспективой дальнейшего роста и купить их ниже справедливой цены. После того как рынок увидит потенциал и цена начнет расти, можно дождаться достижения целевой стоимости (когда актив будет продаваться дороже справедливой цены) и продать, зафиксировав прибыль. Или же держать его в своем портфеле и получать дивидендные выплаты (если они предусмотрены Уставом).

Найти лучшие акции не просто, если бы это было, так, то все были бы богатыми.

Для того, чтобы понять насколько цена актуальна и сравнить её с конкурентами в данной отрасли вам помогут мультипликаторы. Это коэффициенты показывающие эффективность работы бизнеса, его окупаемость, доходность и долговую нагрузку. Умение считать показатели бизнеса помогут вам научиться определять справедливую стоимость различных активов и покупать их по выгодной цене.

Оценка стоимости акций по мультипликаторам.

Многие начинающие инвесторы делают ошибку оценивая акцию по её стоимости на графике цены. Вы должны понимать, что ценность акции рассчитывается по показателям бизнеса в сравнении с данными предыдущих периодов и относительно конкурентов из этой же отрасли. Для удобства сравнения вам будет полезно уметь пользоваться мультипликаторами. Это отношения одного показателя к другому из которого многое становится понятнее.

Важно также знать, что компании следует сравнивать по мультипликаторам исключительно внутри своего сектора. Другими словами, нет никакого смысла сравнивать акции банковского и нефтяного секторов. Банки сравниваем с банками, энергетиков с энергетиками и так далее. У каждого сектора есть своя специфика, для одного сектора определенный показатель может быть очень важным, а для другого менее и наоборот.

Откуда брать данные для расчета мультипликаторов.

Всю необходимую информацию для определения коэффициентов вы можете найти в свободном доступе. Компании размещающиеся на бирже обязаны раскрывать свою финансовую отчетность. Обычно эти данные находятся в разделе «Финансовая отчетность» или «Для инвесторов» на официальном сайте компании.

Есть два стандарта финансовой отчетности, РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета) и МСФО (Международный стандарт финансовой отчетности). Акции компаний, которые торгуются на нашей Московской бирже, отчитываются как по МСФО, так и по РСБУ.

Для холдинговых компаний, которые включают в себя несколько дочерних большую ценность представляют

Мультипликатор стоимость. P/E

P/E — это отношение капитализации компании (P) к прибыли (E). Капитализация — это стоимость компании. Она рассчитывается следующим образом:

Капитализация = Количество обыкновенных акций * цену обыкновенных акции + Количество привилегированных акций * цену привилегированных акции.

Если у компании нет привилегированных акций, то считаем только по обыкновенным акциям.

мультипликатор-P\E

Соотношение P/E — очень важный показатель, так как показывает за сколько лет компания себя окупает. Чем ниже это значение, тем компания более недооцененная. Если значение меньше 0, то компания не зарабатывает прибыль (несет убытки).

Но не все так просто.

Важно понимать, что значение P/E может измениться в следующем году (квартале). Если, к примеру, прибыль компании значительно упадет (вырастет) по какой-то причине, то P/E станет совсем другим.

Полезно смотреть исторические значения, хотя бы за последние несколько лет, чтобы понимать динамику прошлых значений.

Крайне важно прогнозировать прибыль компании в будущие годы. Для этого можно слушать заявления менеджмента по ожидаемой прибыли, смотреть консенсус-прогнозы инвест-домов, учитывать другие факторы.

Мультипликатор окупаемость. P/S

P/S — отношение капитализации компании (P) к ее выручке (S).

Используется для оценки привлекательности бизнеса. С его помощью можно сравнивать компании из одной отрасли и выявлять наиболее недооцененные.

Разница мультипликаторов в том, что в случае P/E в знаменателе стоит прибыль компании, а в P/S — выручка.

Прибыль компании может быть отрицательная и тогда сравнение компаний по P/E не представляется возможным.

мультипликатор-P\S

P/S, позволяет оценивать компании с отрицательной чистой прибылью.

Также, в отличие от P/E, он менее подвержен различным манипуляциям, абстрагирован от налогообложения и выручка всегда более стабильна, чем чистая прибыль.  

В случае с этим мультипликатором важно так же смотреть показатели прошлых периодов чтобы адекватно оценить стоимость и увидеть картину в целом.

Считается, что значение ниже 1 указывает на недооцененность компании. Но сразу отмечу, что важно понять, почему рынок оценивает компанию дешево/ дорого. Как и в случае с P/E, необходимо сравнивать показатель компании с другими компаниями анализируемого сектора.

Пример расчета P/S на конец года.

Вам понадобится консолидированный отчет компании (МСФО) и стоимость акций на 30 декабря 2021 года (на последний день года). Если, к примеру, нам нужна текущая капитализация, то цену нужно брать текущую. Отчет берем на официальном сайте компании.

P (Капитализация) = Количество акций*цену акций;

S — выручка.

Находим в отчете количество акций и выручку.

Количество акций обычно указывается в уставном капитале (находим в отчете).

Остается найти цену акции. Здесь можно посмотреть либо на сайте Мосбиржи, либо на другом ресурсе.

После получения результата вы понимаете что компания стоит конкретное количество выручек. Для того чтобы сравнить её с другими представителями сектора, нужно рассчитать показатель P/S для них и сравнить результаты.

Мультипликаторы компаний.

Вы можете самостоятельно рассчитывать показатели используя вышеприведенные формулы основываясь на данных финансовой отчетности. Если времени нет, то проще воспользоваться вспомогательными сервисами.

Все современные мобильные приложения брокеров через которые вы покупаете и продаёте акции показывают ключевые мультипликаторы в отдельных вкладках. Помимо P/E и P/S которые показывают примерную стоимость актива, следует пользоваться и другими.

Один из важнейших показателей для оценки бизнеса это справедливая стоимость. Два предыдущих мультипликатора показывают окупаемость бизнеса и немного раскрывают его стоимость. Справедливая цена учитывает так же долг компании, что очень важно, поскольку покупая долю в компании вместе с прибылью вы покупаете и долговые обязательства. Чтобы понять насколько компания закредитована и как это может повлиять на стоимость, нужно уметь рассчитывать EV (enterprise value) справедливую стоимость.

Мультипликатор справедливой стоимости. ЕV.

EV = Капитализация + Все долги — Доступные денежные средства.

Все долги = долгосрочные заемные средства + краткосрочные заемные средства.

Все долги — Доступные денежные средства = Чистый долг, поэтому формула часто в разных источниках публикуется как:
EV = Капитализация + Чистый долг.

Этот мультипликатор важен, он позволит вам понять, какая компания обойдется дороже/ дешевле при покупке.

Капитализация компании (P) — это ее стоимость на рынке. Вы просто берете количество акций, умножаете на ее рыночную стоимость и получаете капитализацию.

Но капитализация не учитывает долг компании и наличность, в то время как EV учитывает это все.

Выводы.

Умение работать с основными формулами и показателями позволит вам глубже понимать реальную стоимость актива и принимать более рациональные инвестиционные решения. Итак, чтобы выяснить насколько выгодна покупка акции сейчас следует рассчитать её справедливую стоимость и окупаемость. Информацию для рассчетов берем из официальной отчетности с сайта компании эмитента, используем данные из отчета по МСФО. Смотрим так же показатели предыдущих периодов и сравниваем получившиеся цифры с конкурентами из той же отрасли.

Для начала лучше всего попрактиковаться на тех акциях что уже есть в портфеле, в дальнейшем анализировать претендентов на покупку. Следите за новыми материалами из разделов финансы и инвестиции, повышайте свою финансовую грамотность.

Читайте также:

Pin It on Pinterest

X